Вечер был достаточно теплым и безветренным. На землю спускались легкие сумерки, вместе с которыми зажглись фонари. Сначала в парке, затем вдоль проспекта, а следом, словно перенимая эту эстафету, засветились дремавшие на ходу троллейбусы и трамваи, приветствуя друг друга искрами токоприемников...
Невозможно представить современный большой город без электрического общественного транспорта и контактной сети для его питания. Если это воздушная контактная сеть, то провода, тросы и арматура крепятся на специальных железобетонных стойках, при формовании которых применяется технология центрифугирования. Но сначала должны быть изготовлены сами металлоформы.
Формы стоек конических (ФСНЦ) имеют общую длину 12,3 м. Состоят из четырех 3-х метровых секций круглой формы, между которыми установлены ролики, предназначенные для опирания формы на центрифугированную установку. Со стороны вершины формы расположен ограничитель длины готового изделия. Натяжение арматуры осуществляется с помощью торцевых крышек.
В комплектацию входят съемные пустотообразователи, выполненные из полиэтилена высокой плотности, который имеет минимальное прилипание с бетонной смесью. Как итог, формование без использования разделительной смазки.
Сложность при изготовлении таких стоек заключается не только в большом объеме токарных и фрезерных работ высокой точности, но и в конечной сборке секций, после чего вся конструкция устанавливается на ролики и вращается, проходя проверку на биение с максимальным допуском по биению до 5 мм. Заводские испытания фиксируют вдвое меньший показатель.
Перед формованием стойка ФНСЦ разбирается на две части по длине. Рабочие поверхности обрабатываются гидрофобной смазкой, арматура укладывается в форму, и осуществляется её натяжение, укладывается необходимая порция бетонной смеси, форма закрывается ответной частью, натяжение арматуры передается на саму форму.
Следующий этап – это перемещение на центрифугу, где форма начинает вращаться, постепенно набирая обороты, выходя на максимум 700 об/мин и продолжая так вращаться на протяжении 100 минут. Бетонная смесь равномерно распределяется и уплотняется на стенках формы, образовывая полость в центральной части изделия. Затем форма перемещается в тепловую камеру, где бетон созревает, набирая распалубочную прочность.
Готовые железобетонные стойки имеют длину 12 м, диаметр комля 373 мм, диаметр вершины 200 мм и войдут в состав контактной сети, чтобы трамваи и троллейбусы, искря, приветствовали друг друга.